Паскаль основные функции. Стандартные арифметические функции в паскале. Примеры составления линейной программы

Арифметические функции

Арифметические функции можно использовать только с величинами целого и вещественного типа.

Функция

Назначение

Тип результата

abs (x)

абсолютное значение аргумента

совпадает с типом аргумента

sqr (x)

квадрат аргумента

совпадает с типом аргумента

sqrt (x)

квадратный корень аргумента

вещественный

cos (x)

косинус аргумента

вещественный

sin (x)

синус аргумента

вещественный

arctan (x)

арктангенс аргумента

вещественный

exp (x)

вещественный

натуральный логарифм

вещественный

int (x)

целая часть числа

вещественный

frac (x)

дробная часть числа

вещественный

Функции преобразования типов

Эти функции предназначены для преобразования типов величин, например, символа в целое число, вещественного числа в целое и т.д.

Функции для величин порядкового типа

8 Оператор присваивания

Данный оператор предписывает запомнить некоторое значение в переменой. Значение и идентификатор переменой разделены парой знаков := . Типы объектов с обеих сторон знака := должны строго совпадать, за исключением того случая, когда тип переменой - REAL, а тип выражения - INTEGER. Общий вид оператора: < переменная >:= < выражение >

Операторы ввода/вывода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN. Формат: Read (список переменных);

Readln (список переменных);

Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы. Например:

Readln (x, y, z); Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN. Формат:

Write (список выражений); Writeln (список выражений);

Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.

Для того чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строки любых символов, заключенные в апострофы.

9. Условный оператор if . Общий вид if <условие> then<действие 1>; else <действие 2>;

Оператор if может быть использован и без второй части

Если необходимо выполнить несколько условий, то тогда используем такие виды записи (условие 1) and (условие 2)- в этом случае должно выполнятся и 1 и 2

(условие 1) or (условие 2) – в этом случае выполняется выбор.Скобки обязательны!

ПРИМЕР: Напишем простую программу, обрабатывающую символьные величины.

VAR c: Char; n: Byte;

CONST Blank =" "; Space:Char =Blank;

BEGIN WRITE("введите какой-нибудь символ "); READ(c);

WRITELN("вы ввели символ",Space,c,Space,"его номер=",Ord(c));

WRITELN("соседние с ним символы:",Space,Pred(c),Space,

"и",Space,Succ(c));

WRITELN("UpCase(",c,")=",UpCase(c)); WRITELN;

Space:="""; WRITE("теперь введите число от 33 до 255 "); READ(n);

WRITELN("символ с номером ",n," - это ",Space,Chr(n),Space);

Для арифметических данных, т.е. для числовых констант, переменных и числовых функций определены шесть арифметических операций:

Сложение

Вычитание

* умножение

/ вещественное деление

DIV целая часть от деления

MOD остаток от деления

Первые четыре операции определены для любых операндов - как целых, так и вещественных, причем результат операции "/" всегда вещественное число, даже если оба операнда целые. Операции DIV и MOD определены только для целых операндов. Кроме того, выделяют унарную операцию "-", которая применяется не к двум, а к одному операнду, например: -x.

Вообще говоря, язык Паскаль запрещает использовать в одном выражении разнотипные операнды, однако для арифметических данных сделано исключение. Перед выполнением арифметической операции один или оба операнда автоматически приводятся к одному типу, а затем уже подставляются в выражение. Значение любого выражения всегда имеет определенный тип - такой же, как у операндов после приведения их к одному типу. Правила преобразования целочисленных типов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Правила преобразования типов

Операнды Byte ShortInt Word Integer LongInt
Byte Integer Integer Word Integer LongInt
ShortInt Integer Integer LongInt Integer LongInt
Word Word LongInt Word LongInt LongInt
Integer Integer Integer LongInt Integer LongInt
LongInt LongInt LongInt LongInt LongInt LongInt

Если один операнд выражения имеет целочисленный тип, а второй - вещественный, то первый автоматически приводится к вещественному типу и значение выражения будет вещественным. Целые значения можно присваивать вещественной переменной, но вещественные значения присвоить целой переменной нельзя! Присваивая значение целочисленной переменной и константе, вы должны следить, чтобы это значение не выходило за пределы диапазона допустимых значений переменной. В языке Паскаль есть возможность явно преобразовать целочисленное значение к любому из целочисленных типов, для этого используются стандартные функции с именами Byte, ShortInt, Word, Integer и LongInt. Например, преобразуем переменную типа Word к типу Integer:

WRITELN(x," ",Integer(x));

WRITELN(x," ",Integer(x));

Программа выведет:

В первом случае преобразование происходит корректно, а во втором - с изменением значения.

Арифметическое выражение может содержать любое количество операндов и, соответственно, любое количество операций, которые выполняются в последовательности, определенной их приоритетом; приоритет операций *, /, DIV, MOD выше, чем операций + и -. Операции одного приоритета выполняются слева направо. Чтобы изменить порядок выполнения операций, вы можете использовать в выражении круглые скобки. Вычислим, например, частное от деления X на сумму A,B и C:

Набор встроенных математических функций в языке Паскаль невелик, он включает:

1. Abs(x) - абсолютная величина числа.

2. Int(x) - целая часть вещественного числа.

3. Frac(x) - дробная часть вещественного числа.

4. Trunc(x) - целая часть вещественного числа, преобразованная к типу LongInt.

5. Round(x) - округленное до целого вещественное число, преобразованное к типу LongInt.

6. Sqr(x) - квадрат числа.

7. Sqrt(x) - квадратный корень.

8. Exp(x) - экспонента.

9. Ln(x) - натуральный логарифм.

10. Pi - число пи.

11. Sin(x) - синус.

12. Cos(x) - косинус.

13. Arctan(x) - арктангенс.

Все остальные математические функции можно получить, пользуясь этим основным набором; например: десятичный логарифм - Ln(x)/Ln(10), тангенс - Sin(x)/Cos(x) и т.д. Аргументы функций могут быть любыми арифметическими выражениями и задаются в круглых скобках после имени функции, аргументы функций Sin и Cos выражаются в радианах. Вычислим квадрат синуса 70 градусов: Sqr(Sin(Pi/180*70))

Кроме перечисленных выше математических функций Паскаль предоставляет еще несколько полезных числовых функций и процедур разного назначения:

14. High (целый тип) - возвращает наибольшее возможное значение данного типа.

15. Low (целый тип) - возвращает наименьшее возможное значение данного типа.

16. SizeOf (тип)

SizeOf (переменная) - возвращает размер в байтах заданного типа или заданной переменной. Функция SizeOf применима к любому типу, в том числе и к структурированным типам - массивам, записям и некоторым другим, речь о которых пойдет ниже.

17. Random(Range:Word) - возвращает целое случайное число в диапазоне от 0 до Range-1.

18. Random - возвращает вещественное случайное число в из отрезка .

19. Randomize - процедура, инициализирующая генератор случайных чисел, используя текущее системное время

Выведем несколько случайных чисел в диапазоне от 0 до 99:

WRITELN(Random(100));

WRITELN(Random(100));

WRITELN(Random(100));

При первом запуске программы она вывела числа 13, 38, 48, при втором запуске - 63, 99, 6, при третьем запуске - 23, 87, 92. Это действие процедуры Randomize - поскольку при каждом запуске системное время, которое отсчитывает операционная система DOS, было различным, мы каждый раз получали различные последовательности случайных чисел. Теперь исключим из программы оператор Randomize; и запустим ее несколько раз - каждый раз мы будем получать тройку чисел 0, 3, 86.

Обратите внимание, что процедура используется в операторе вызова, а функция используется в выражении. Запись Random(100); неверна, поскольку Random - это функция, но также неверна и запись WRITELN(Randomize);. Можно считать, что различие между процедурой и функцией состоит в том, что процедура выполняет некоторую последовательность действий, а функция вычисляет некоторое значение. Заметим, что READ и WRITE - это тоже процедуры.

Для работы с внутренним двоичным представлением двухбайтовых целых чисел (типа Word или Integer) существуют функции:

20. Lo(x) - возвращает младший байт аргумента.

21. Hi(x) - возвращает старший байт аргумента.

22. Swap(x) - меняет местами младший и старший байты.

Сделаем отступление о двоичной системе счисления. Все данные в памяти компьютера хранятся закодированными в двоичной системе. Любая переменная занимает целое число байтов, а каждый байт есть последовательность из 8 двоичных цифр - битов. Например, значение переменной типа Byte, равное 11, хранится как последовательность битов 0000 1011, а если переменная имеет тип Word, то ее значение кодируется как 0000 0000 0000 1101. 1024 байта (или 2 в 10-й степени) имеют свое название - 1К байт, иногда эту величину также называют килобайт; 1024 К байт называют мегабайт. Пусть переменная t типа Word имеет значение 40000, или 1001 1100 0100 0000 в двоичной системе, тогда функция Lo(t) возвратит 64 (= 0100 0000), функция Hi(t) возвратит 156 (= 1001 1100) и функция Swap(t) возвратит 16540 (= 0100 0000 1001 1100).

Для целочисленных переменных определены процедуры:

Здесь x - имя переменной, d - любое целочисленное выражение. Процедура Inc увеличивает значение переменной на d, а процедура Dec - уменьшает на d; второй аргумент этих процедур можно не задавать, тогда он будет принят равным 1. Например, вместо операторов a:=a+3; b:=b-1; c:=c+a+b; мы могли бы написать Inc(a,3); Dec(b); Inc(c,a+b); , и такой способ записи был бы предпочтительней.

С.А. Григорьев

6. Символьный тип данных

Для хранения символьной информации в Паскале предусмотрен специальный тип данных Char. Допустимы переменные, нетипизированные и типизированные константы такого типа. Данные типа Char занимают 1 байт памяти. Неименованные символьные константы записываются в программе либо в виде "символ", либо в виде #номер. Все имеющиеся символы пронумерованы от 0 до 255, символы с 0-го по 31-й - невидимые, как правило, они не отображаются на экране, 32-й символ - это пробел. Приведем также номера некоторых других символов (хотя помнить эти номера нет никакой необходимости):

"0"..."9" - 48...57,

"A"..."Z" - 65...90,

"a"..."z" - 97...122,

"А"..."Я" - 128...159,

"а"..."п" - 160...175,

"р"..."я" - 224...239.

Некоторые из невидимых символов могут оказаться вам полезны: символ #7 - "звуковой сигнал", при выводе пищит; символ #10 - "конец строки", при выводе он перемещает текущую позицию вывода на одну строку вниз; символ #13 - "возврат каретки" - перемещает текущую позицию вывода в начало текущей строки. Запомните, что клавиша Enter генерирует два символа - #10 и #13, это может вам впоследствии пригодиться.

Символьные данные можно вводить и выводить процедурами READ и WRITE при вводе и выводе символьные значения изображаются без апострофов. Для символьных величин определены функции:

25. Ord(c) - возвращает номер символа.

26. Pred(c) - возвращает символ с номером, меньшим на 1.

27. Succ(c) - возвращает символ с номером, большим на 1.

Эти функция, однако, определены не только для символов, но для любого порядкового типа данных. Порядковым типом называется такой тип, все допустимые значения которого можно пронумеровать от 0 до некоторого N (в математике к этому понятию близко понятие счетного множества). Из известных нам типов порядковыми являются все целочисленные типы: Byte, ShortInt, Word, Integer, LongInt - и не являются порядковыми все вещественные типы. Значение функции Ord от числового аргумента равно самому этому аргументу, Pred(x) дает значение x-1, а Succ(x) - значение x+1. Функция

в некотором смысле обратна функции Ord: для заданного числового аргумента n она возвращает символ с соответствующим номером. Для символьных переменных (так же, как и для любых переменных порядкового типа) определены процедуры Inc и Dec. Еще одна специфически символьная функция:

Она преобразует значение аргумента, если это маленькая латинская буква, в соответствующую заглавную букву. К сожалению, функция не работает для русских букв.

Наряду с другими языками программирования в языке Паскаль присутствуют средства, которые позволяют оформить подпрограмму (своеобразный вспомогательный алгоритм) к основной программе — процедуры и функции Паскаль. Они в основном применяются, когда какое-либо действие или подалгоритм повторяется множество раз в программе, либо когда есть необходимость использовать части ранее составленных алгоритмов.

Подпрограммы - это своего рода разбиения больших программ на отдельные части. Это удобно и эффективно разбивать большие программы на несколько подпрограмм, что упрощает разработку кода основной программы. Чтобы использовать подалгоритм как подпрограмму, нужно присвоить ему имя и описать алгоритм в соответствии с правилами языка Паскаль.

Далее, если появилась необходимость вызвать подалгоритм в основной программе, то упоминают в необходимом месте имя того или иного подалгоритма в сочетании со списком данных (как входных, так и выходных). Это упоминание, как правило, производит выполнение операторов, входящих в подпрограмму и работающих с указанными данными. После выполнения используемой подпрограммы работа основной программы продолжается, но уже начиная с команды, следующей сразу после вызова подпрограммы.

В Паскале можно выделить два типа подпрограмм:

  • Функции
  • Процедуры

Их структура описания достаточно схожа со структурой программы на Паскале, т.е. в состав процедур и функций также входят и заголовок, и раздел описаний (описание констант, меток, типов, самих функций и процедур, переменных и т.д.), и исполняемая часть (описание процедур): Структура функции в языке программирования Паскаль выглядит следующим образом:

Структура процедуры в Паскале представлена так:

Как и в формате описания функций, так и в формате описания процедур формальные параметры в заголовке функций и процедур представляются следующим образом:

var имя параметра: имя типа;

Формальные параметры разделяются запятыми; ключевое слово var в некоторых случаях может быть опущено. Когда параметры имеют одинаковый тип, то имена этих параметров перечисляют чрез запятую, указывая в конце после знака «:» имя соответствующего типа.

Когда описывают параметры, то можно пользоваться только стандартными именами типов, которые определены при помощи команды type. Процедуры вызываются с помощью оператора, имеющего следующую структуру:

имя процедуры(список фактических параметров);

В круглых скобочках указан список фактических параметров (их перечисление через «,»). Когда осуществляется вызов процедуры, то фактические параметры выступают в качестве формальных параметров, которые находятся на том же месте в заголовке процедуры. В результате передаются входные параметры, а затем происходит выполнение операторов исполняемой части, а после этого осуществляется возврат в вызывающий блок.

Функция в Паскале вызывается аналогично, однако есть возможность вызвать функцию внутри какого-нибудь выражения, т.е. имя функции может находиться в разделе условий оператора if, справа от оператора присваивания и т.д. Чтобы передать в вызывающий блок выходное значение функции в исполняемой части, перед возвратом в вызывающий блок нужно прописать команду:

имя функции:=результат;

Когда появилась необходимость вызвать процедуру и функцию, то следует руководствоваться следующими правилами

  1. количество формальных параметров = количество фактических параметров;
  2. фактические и формальные параметры должны обладать одним и тем же порядком следования и типом.

Заметка . Имена фактических и формальных параметров могут быть одинаковыми - это не вызывает никаких проблем, поскольку соответствующие им параметры в любом случае окажутся разными по той причине, что хранятся в различных областях памяти.


Окончание табл. 2

TRUNC(X) ROUND(X) Выделение целой час­ти числа Округление Х до бли­жайшего целого вещественный целый
PRED(X) SUCC(X) Нахождение предшествующего значения (в его типе) Нахождение последующего элемента (значе­ния, следующего за Х в его порядковом типе) целый, логический или символьный
ORD(X) Определение порядко­вого номера символа Х в наборе символов или его перечислимом типе символьный целый
CHR(X) Определение значения символа по его порядковому номеру целый символьный
ODD(X) Логическая функция проверки нечетности целый логический
Frac(X) Int(X) Дробная часть числа Целая часть числа вещественный вещественный

Целые типы в Pascal ABC

В Pascal ABC имеется три стандартных типа целых чисел: Byte, Integer и Word. Диапазон их возможных значений зависит от внутреннего представления числа, которое может занимать один, два или четыре байта. В таблице 3 приведены характеристики этих целых типов.

Таблица 3

Классификация целых типов

Компилятор языка Pascal ABC определяет максимальное значение MAXINT для данных типа INTEGER. При этом справедливо будет соотношение:

MAXINT <= K <= MAXINT

Описание переменных целых типов производится в разделе описаний VAR:

Var <имя переменной> : <целый тип>;

где <целый тип > может быть определен как Byte, Integer или Word.

Например:

VAR K: INTEGER;

I, J: BYTE;

Для целых типов определены следующие операции: сложение, вычита­ние (имеют более низкий приоритет), умножение и деление - DIV, MOD. К целым типам применимы функции из таблицы 4. Функции TRUNC(X) и ROUND(X) с вещественным аргументом также дают целый результат (см. табл. 2). Стандартные математические функции в случае задания целого аргумента всегда возвращают вещественные значения (см. табл. 2).

При использовании процедур и функций с целочисленными параметрами следует руководствоваться правилом «вложенности» типов, т.е. везде, где в качестве аргумента используется тип WORD, можно применять тип BYTE. Для арифмети­ческих операций, если операнды относятся к разным целым типам, тип результата имеет максимальную мощность диапазона, т.е. для типов операндов Byte и Word в выражении тип результата будет Word.

Таблица 4

Встроенные процедуры и функции для целых типов

Вещественные типы

В отличие от целых типов значения вещественных типов опреде­ляют число с десятичной точкой лишь с некоторой точностью, зависящей от внутреннего представления числа. Вещественное число в памяти ПК хранится в формате, состоящем из знака, мантиссы и порядка числа. Десятичная точка подразумевается стоящей перед левым (старшим) разрядом мантиссы (такая мантисса называется нормализованной). При выполнении операций десятичная точка сдвигается путем выполнения умножения мантиссы наE (символ экспоненты) с порядком.

Например, запись числа в виде: <знак> <мантисса> Е <порядок> соответствует представлению числа <знак> <мантисса>*10 < порядок > .

В Pascal ABC используются только два вещественных типа – REAL и COMPLEX , характеристики которых приведены в таблице 5.

Таблица 5

Вещественные типы

Объявление переменных вещественных типов производится в разделе описаний переменных VAR аналогично переменным целых типов в виде:

Var <переменная> : <вещественный тип>;

где <вещественный тип > может быть задан только Real или Complex .

Для работы с вещественными типами определены стандартные функ­ции: sin, cos, arctаn, ln, exp, sqr, abs, sqrt (табл. 2), а также функции вещественного типа (табл. 6).

Таблица 6

Встроенные функции вещественного типа

При этом операции +, -, *, / в арифметическом выражении дают вещественный результат, если хотя бы один из операндов вещественный.