Что такое импеданс в акустике. Подробная расшифровка некоторых характеристик акустики. Что такое дисперсия

Если Вы обнаружите минимумы импеданса около 3 Ом, не расстраивайтесь. Некоторые модели АС известных фирм имеют минимум до 2,6 Ом. Одна — две модели даже 2 Ом! С другой стороны, ничего хорошего в таких "провалах" импеданса нет. Усилители перегреваются, работая на такую нагрузку, если Вы слушаете музыку громко. Растут искажения усилителя в области минимумов сопротивления акустической системы.

Для ламповых триодных усилителей особенно опасны минимумы в области низких и средне-низких частот. При этом если импеданс падает ниже 3 Ом, возможен выход из строя выходных ламп. Выходные пентоды в таких случаях не ломаются.

Важно помнить, что выходное сопротивление усилителя участвует в настройке фильтра акустической системы. Например, если обеспечить форсаж на 1 дБ области Fc, настраивая АС с транзисторным усилителем, у которого почти нулевое выходное сопротивление, то при подключении этих акустических систем к ламповому усилителю (типовое выходное сопротивление ~2 Ом) от форсажа не останется и следа. АЧХ будет другой. Для повторения характеристики, достигнутой с транзисторным усилителем, в случае работы с ламповым аппаратом, придется создать другой фильтр.

Слушатель, способный к развитию собственной личности, со-временем приходит к пониманию ценности хороших ламповых усилителей. По этой причине я обычно настраиваю АС с ламповым усилителем, а при подключении к транзисторному усилителю последовательно с АС ставлю 10-и Ваттный малоиндукционный (не более 4-8 uН) резистор сопротивлением 2 Ом.

Если Вы обладаете транзисторным усилителем, но не исключаете возможность приобретения в будущем ламповой техники, то подключайте при настройке и последующей эксплуатации Ваши АС к выходу усилителя через вышеуказанные резисторы. Тогда, при переходе на ламповый усилитель, не потребуется настраивать АС заново, достаточно подключиться к нему напрямую, без резисторов.

Для тех, кто не может раздобыть генератор, рекомендую найти тестовый CD с дорожками, содержащими испытательные сигналы для оценки АЧХ. При этом Вы не сможете плавно менять частоту испытательного сигнала и пропустите точку самого глубокого падения импеданса в области его спада. Тем не менее, даже приблизительная оценка частотной характеристики импеданса будет полезна. Для ориентировочной оценки псевдошумовые сигналы в треть-октавных полосах даже удобнее, чем синусоидальные. Такие сигналы есть на тестовом CD журнала "Салон AV" (#07 от 2002 года).

В крайнем случае можно обойтись без измерений импеданса, если ограничить форсаж отдачи на частоте среза фильтра величиной 1 дБ. При этом условии импеданс вряд-ли упадет сильнее чем на 20%. Например, для 4-х Омной АС это соответствует минимуму в 3,2 Ом, что допустимо.

Учтите, что "поймать" параметры элементов фильтра, нужные для желаемой коррекции АЧХ, Вам придется самостоятельно. Предварительный расчет пробных фильтров нужен чтобы изначально не промахнуться "на километр".

В простой фильтр НЧ-СЧ головки можно добавлять резисторы для некоторых манипуляций с АЧХ, которые могут потребоваться при настройке Ваших АС.

Если средний уровень звукового давления этого динамика выше соответствующего параметра ВЧ головки, необходимо включить последовательно с динамиком резистор. Варианты включения — на Рис. 6а и 6б.

Величину необходимого снижения отдачи НЧ-СЧ головки, выраженную в дБ обозначим символом N. Тогда:

Где Rд - среднее значение импеданса динамика.

Можете вместо расчетов воспользоваться следующей информацией:

Таблица 1

Где V ус - действующее значение напряжения на выходе усилителя. V д - то же на динамике. V д меньше, чем V с, благодаря ослаблению сигнала резистором R 1 . Кроме того, N = N вч - N нч, где N нч и N вч уровень звукового давления развиваемый, соответственно, НЧ и ВЧ головками. Эти уровни - усредненные по полосам воспроизводимым НЧ и ВЧ головками. Естественно, N нч и N вч измеряются в дБ.

Пример быстрой оценки необходимой величины R1:

Для N = 1 дБ; R1 = Rд (1,1 - 1) = 0,1 Rд.

Для N = 2 дБ; R1 = Rд (1,25 - 1) = 0,25 Rд.

Для N = 6 дБ; R1 = Rд (2 - 1) = Rд.

Более конкретный пример:

Rд = 8 Ом, N = 4 дБ.
R1 = 8 Ом (1,6 - 1) = 4,8 Ом.

Как рассчитать мощность R1?

Пусть Р д - паспортная мощность НЧ-СЧ громкоговорителя, PR 1 - допустимая мощность, рассеиваемая R 1 .Тогда:

Не следует затруднять отвод тепла от R 1 , то есть не надо обматывать его изолентой, заливать термоклеем и т. п.

Особенности предварительного расчета фильтра с R1:

Для схемы на Рис. 6б значения L 1 и C 1 рассчитываются на воображаемый динамик, суммарное сопротивление которого R Σ = R 1 + R д. При этом L 1 получается больше, а C 1 — меньше, чем у фильтра без R 1 .

Для схемы на Рис. 6а - все наоборот: введение в схему R 1 требует уменьшения L 1 и увеличения С 1 . Проще рассчитывать фильтр по схеме Рис 6б. Пользуйтесь именно этой схемой.

Дополнительная коррекция АЧХ при помощи резистора:

Если, для улучшения равномерности АЧХ, необходимо уменьшить подавление фильтром сигналов выше частоты среза, можно применить схему, приведенную на Рис. 7.

Применение R 2 в этом случае приводит к уменьшению отдачи в F с. Выше F c отдача, напротив, растет по сравнению с фильтром без R 2 . Если необходимо восстановить близкую к исходной АЧХ (измеренной без R 2), следует уменьшить L 1 и увеличить C 1 в одинаковой пропорции. На практике диапазон R 2 находится в пределах: R 2 ~= (0,1-1) * R д.

Коррекция АЧХ:

Простейший случай: на достаточно равномерной характеристике имеется зона завышенной отдачи ("презенс") в области средних частот. Можно применить корректор в виде резонансного контура (Рис. 8).

На частоте резонанса

Контур имеет некоторое значение импеданса, в соответствии с величиной которого сигнал на динамике ослабляется. Вне частоты резонанса ослабление уменьшается, таким образом, контур может избирательно подавлять "презенс". Ориентировочно рассчитать, значения L 2 и C 2 в зависимости от F p и степени подавления N 2 (в дБ) можно так:

Удобно воспользоваться таблицей 1. Нарисую ее по другому:

Пример. Необходимо подавить "презенс" с центральной частотой 1600 Гц. Импеданс громкоговорителя - 8 Ом. Степень подавления: 4 дБ.

Конкретная форма АЧХ громкоговорителя может потребовать более сложной коррекции. Примеры на Рис. 9.

Случай на Рис. 9а - самый простой. Легко подобрать параметры корректирующего контура, так как "презенс" имеет форму "зеркальную" возможной характеристике фильтра.

На Рис. 9б показан другой возможный вариант. Видно, что простейший контур позволяет "разменять" один большой "горб" на два маленьких с небольшим провалом АЧХ в придачу. В таких случаях нужно сначала увеличить L 2 и уменьшить С 2 . Это расширит полосу подавления до нужных пределов. Затем следует зашунтировать контур резистором R 3 , как показано на Рис. 10. Величина R3 выбирается исходя из необходимой степени подавления сигнала, подаваемого на динамик в полосе, определяемой параметрами контура. R 3 = R д (Δ - 1)

Пример: Надо подавить сигнал на 2 дБ. Динамик - 8 Ом. Обращаться к Таблице 1. R 3 = 8 Ом (1,25 - 1) = 2 Ом.

Как в этом случае происходит коррекция, показано на Рис. 9в.

Для современных громкоговорителей довольно характерно сочетание двух проблем: "презенс" в области 1000-2000 Гц и некоторый избыток верхней середины. Возможный вид АЧХ показан на Рис. 11а.

Наиболее свободный от вредных "побочных" эффектов способ коррекции требует небольшого усложнения контура. Корректор показан на Рис. 12.

Резонанс контура L 2 , С 2 нужен, как обычно, для подавления "презенса". Ниже Fp сигнал почти без потерь проходит на динамик через L 2 . Выше F p сигнал идет через С 2 и ослабляется резистором R 4 .

Оптимизируется корректор в несколько этапов. Так как введение R 4 ослабляет резонанс контура L 2 ,C 2 , то изначально следует выбрать L 2 больше, а C 2 меньше. Это обеспечит избыточное подавление на F p , которое нормализуется после введения R 4 . R 3 = R д (Δ - 1), где "Δ" - величина подавления сигналов выше F p . "Δ" выбирается в соответствии с избытком верхней середины, сверяясь с таблицей 1. Этапы коррекции условно проиллюстрированы на Рис. 11б.

В редких случаях требуется обратное воздействие на наклон АЧХ при помощи корректирующей цепи. Ясно, что для этого R 4 должен переместиться в цепь L 2 . Схема на Рис. 13.

Проблемная АЧХ и ее коррекция для этого случая показана на Рис. 14.

При опредленном сочетании величин L2, C2 и R4 корректор может не иметь особенного подавления на Fp. Пример, когда необходимо именно такая коррекция, показан на Рис. 15.

При необходимости можно использовать фильтр второго порядка и корректирующий контур совместно. Варианты включения - на Рис. 16.

ри одинаковых номиналах элементов вариант а) обеспечивает большую отдачу на средних частотах и на частоте среза. В принципе, подбором значений элементов можно почти уровнять АЧХ АС для обоих вариантов фильтра. По некоторым причинам, о которых долго говорить, советую чаще применять вариант а). Иногда очень выраженный "презенс" требует применения варианта б). Совместная работа фильтра и корректора проиллюстрирована на Рис. 17.

Рассмотрим фильтры для ВЧ динамиков.

Для ВЧ головок гораздо чаще, чем для НЧ динамиков, применим фильтр первого порядка, то есть просто конденсатор включенный последовательно с громкоговорителем. То, что такой простой фильтр вносит ощутимый наклон в АЧХ динамика, не так пагубно влияет на звучание, как в случае НЧ динамика. Во-первых, нередко этот наклон частично компенсируется плавным комплементарным (взаимодополняющим) наклоном АЧХ НЧ динамика в той же частотной области. Во-вторых, некоторый "провал" в области нижнего верха (3-6 кГц) вполне допустим по результатам субъективных экспертиз. Возможный ход АЧХ ВЧ-динамика без фильтра, с фильтром и совместно с НЧ динамиком показан на Рис. 18.

Не следует бояться экспериментов с подключением ВЧ динамика в противофазе с НЧ громкоговорителем. Иногда это один из немногих способов добиться хорошего звучания. Наиболее вероятные результаты перемены полярности ВЧ головки показаны на Рис. 19

Сам столкнулся с этой темой давно, но разобраться решил, когда начал серьёзно заниматься акустическими измерениями. Немного покапал в инете, немного пообщался с друзьями и в конце концов нарисовалась данная статья, которая надеюсь поможет в нашем непростом деле.

Импеданс – это комплексное (полное) сопротивление двухполюсника для гармонического сигнала, которое имеет активную и реактивную составляющие. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом. Импедансом так же называется отношение комплексной амплитуды напряжения гармонического сигнала, прикладываемого к двухполюснику, к комплексной амплитуде тока, протекающего через двухполюсник.

Пример импеданса акустической системы:

В отличие от резистора, электрическое сопротивление которого характеризует соотношение напряжения к току на нём, попытка применения термина электрическое сопротивление к реактивным элементам (катушка индуктивности и конденсатор) приводит к тому, что сопротивление идеальной катушки индуктивности стремится к нулю, а сопротивление идеального конденсатора - к бесконечности.

Сопротивление правильно описывает свойства катушки и конденсатора только на постоянном токе. В случае же переменного тока свойства реактивных элементов существенно иные: напряжение на катушке индуктивности и ток через конденсатор не равны нулю. Такое поведение сопротивлением уже не описывается, поскольку сопротивление предполагает постоянное, не зависящее от времени соотношение тока и напряжения, то есть отсутствие фазовых сдвигов тока и напряжения.

Было бы удобно иметь некоторую характеристику и для реактивных элементов, которая бы при любых условиях связывала ток и напряжение на них подобно сопротивлению. Такую характеристику можно ввести, если рассмотреть свойства реактивных элементов при гармонических воздействиях на них. В этом случае ток и напряжение оказываются связаны некой стабильной константой (подобной в некотором смысле сопротивлению), которая и получила название электрический импеданс (или просто импеданс). При рассмотрении импеданса используется комплексное представление гармонических сигналов, поскольку именно оно позволяет одновременно учитывать и амплитудные, и фазовые характеристики сигналов и систем.

В целом величина полного электрического сопротивления (импеданса) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением.

Если представить акустическую систему, как четырёхполюсник к входным клеммам которого подключен генератор сигналов, то в зависимости от частоты подаваемого сигнала и состава вашего фильтра + излучатель, импеданс будет изменяться. Изменение носит нелинейный характер и может быть в одной области частот ёмкостным, а в другой – индуктивным. Чем сложнее выполнен фильтр в вашей акустической системе, тем больше изменений в импедансе.

Сопротивление акустической системы зависит от частоты. Но при использовании усилителя с обратной связью по току – ИТУН (источник тока управляемый напряжением) или полу-ИТУН (в народе широко известен такой усилитель, как например MF 1), такой показатель, как зависимость от частоты, сама собой отпадает . Потому что уже нет зависимости от сопротивления на разных частотах, а это значит что ток, проходящий через катушку, уже не так изменяется. Он и работает только от того, что ток не превышает определённых значений. Но добавлю, что ИТУН и MF1 (полу-ИТУН) это не одно и то же, так как в ИТУНе есть только обратная связь по току, а в MF1 – комбинированная связь по току и по напряжению. Поэтому MF1 можно назвать «полу-ИТУН», так как он сочетает в себе комбинированную обратную связь.

Хочу обратить внимание на то, что ИТУН имеет небольшой подъём на высоких частотах , а связано это как раз с тем, что ток который проходит через катушку ВЧ динамика уже не «проваливается» и динамик играет как бы ровнее. Точно такой же эффект (поднятие высоких частот) присутствует и в MF1 всё по той же причине, а вот на НЧ уже сказывается меньше, таким образом, MF 1 более универсален в плане АС и комплексной нагрузки, относительно чистого ИТУНа.

А в случае с ИНУН (источник напряжения управляемый напряжением), которые и являются подавляющее большинство усилителей, может в момент низкого сопротивления создать такой ток, который выведет из строя выходной каскад вследствие перегрузки по току. В другом случае, если сопротивление будет слишком высоким, то будет провал в этой части АЧХ, что вместе с пиком (который возникает от низкого сопротивления) дадут большие искажения , причем в несколько раз.

Еще раз памятка тем, кто хочет создать самодельные АС или что-то доработать. Как минимум, для получения удовлетворительного результата, нужно иметь под рукой комплекс для этих измерений и хотя бы немного знаний в электротехнике .

Вывод . При создании, доработке или переделки акустических систем, отдельное внимание нужно уделять импедансу . Измерять его можно с помощью компьютера, несложной коробочке-приставки и такой программы, например как L spL ab, ну или как при замере параметров ТС, но в этом случае нужно иметь калиброванный (20 – 20000 Гц) милливольтметр. А также для уверенности использовать усилитель с обратной связью по току – ИТУН или полу-ИТУН, которым является всеми любимый и известный MF1 от Linkor.

Особую благодарность хочу сделать DTS у, в помощи по написанию статьи и решению некоторых нюансов. Ну а так как обычно, статью подготовил LDS , которая специально написана для сайта сайт .

  1. Вопрос о сопротивлении акустики, обсуждался уже многократно, но всё же я решил к нему вернуться, по причине отсутствия единого окончательного мнения на сей счёт! Итак, большинство современных усилителей (исходя из их описания) как правило расчитаны на работу с акустикой с сопротивлением 6 - 8 Ом. (8 Ом вроде как -стандарт). В то же время, масса акустики (особенно родом из 70х-90х) имеет номинал 4 Ома! Понятно что это именно "номинал", и что, по сути, это динамическая величина, но всё же...! "Тупо" по физике понятно, что с уменьшением сопротивления нагрузки, пропорционально возрастает ток и возникает риск сжечь усилитель. При всём, при этом, некоторые производители открыто заявляют о возможностях своих усилителей работать с акустикой почти с любым сопротивлением, а некоторые, напротив, предостерегают от использования колонок с несоответствующим импедансом! Есть же масса устройств, где данные условия вообще никак не оговорены! И как быть в этом случае, да и вообще, какова общая тенденция на этот счёт?
    Хочется понять раз и навсегда:
    1-можно ли смело подключать низкоомные колонки к любому усилителю (причём как к транзистору, так и к лампе)?
    2-категорически нельзя (и нужно всегда и строго соблюдать соответствие)?
    3-или же это "лотерея", и каждый отдельный случай - это отдельный риск (или его отсутствие)?
    Давайте обсудим!
  2. Тут все в принципе довольно банально и просто - при подборе усилителя к АС руководствоваться прежде всего Классом первого, а не ТТХ. Поясню.
    Если глянуть на схему бюджетного и дорогого усилителя, то в приципе никакой разницы нет - полный паритет... Так в чем подвох?
    В деталях и "запасе прочности" - бюджетные усилители расчитываются на среднюю громкость с возможностью кратковременных пиков, посему и БП, особенно трансформатор, реально меньшей мощности, чем сумма двух каналов + КПД. Выходные транзисторы и радиаторы соответственно тоже расчитываются на такой режим работы. У Любых транзисторов, особенно биполярных есть врожденное слабое место - площадь кристалла. Этот кристалл физически не в состоянии быстро отдать тепло в радиатор и при долговременной большой нагрузке банально плавится - пробой!
    В дорогом усилителе все делается с запасом - долговременная максимальная выходная мощность обоих каналов + КПД + 25%. Так же выходные транзисторы, радиаторы, провода, трансформаторы, электролиты... короче - ВСЁ!
    Все усилители, повторюсь - ВСЕ современные усилители (ламповые и каменные) расчитываются под ЛЮБУЮ нагрузку. Другой вопрос - какова чувствительность АС и каков класс усилителя в заданном обьеме помещения. Сопротивление АС может проваливаться до 3-х Ом, но при этом чувствительность 93Дб - ток не сильно большой даже для бюджетного усилителя. А вот если 85Дб - для той же АС нужен или в 4 раза более мощный бюджетный усилитель, или с той же мощностью (первононачальной для 93Дб), но более высокого класса (качество звука на данный момент не рассматриваем).
    Вот такая арифметика...
  3. Ну собственно, вывод снова получается увы неоднозначный! Типа - в теории всё можно, а на практике-фиг его знает! Просто полагаться только на цену и уровень производителя мне лично было страшновато! Для примера, скажем, не шибко дорогой NAD, тем не менее, смело указывает в мануалах к своим усилителям различные значения мощности при сопротивлениях от 8 аж до 2 Ом, тем самым подтверждая возможность работы их аппаратов с такой нагрузкой. В тоже время, например, в описании к моему Alchemist, который явно подороже и повыше уровнем, есть упоминание только о 8 Ом-ной нагрузке!
    Хочется прояснить ещё вот какой момент - не совсем понятна привязка чувствительности ко всей этой истории.
    Раз чувствительность, скажем не совсем "электрический" параметр, отражающий степень звукового давления, созданного динамиком на определённом расстоянии, при подведении 1 Ватта мощности, то причём тут ток?
    В моём понимании при подведении этого одного Ватта к акустике с разной чувствительностью, но одинаковым импедансом, изменится лишь, созданное ей звуковое давление, иными словами одна просто будет играть тише. Почему мы при этом говорим о возрастании тока?
    Ещё вопрос о лампе. Там зачастую просто есть набор выходных разъёмов под разное сопротивление нагрузки. Хотелось бы разобраться в принципах такого подхода.
  4. чувствительность, скажем не совсем "электрический" параметр
    Чувствительность - это КПД акустики. Чем ниже КПД, тем больше нужно тока для создания такого же зв. давления.
    вопрос о лампе. Там зачастую просто есть набор выходных разъёмов под разное сопротивление нагрузки
    Выходы 4-8-16 Ом - это по сути эквивалент автотрансформатора. Суть в том, что наименьшие искажения и наибольший КПД в линии передачи (электрический термин) в случае согласования выходного сопротивления усилителя и входного АС. Ламповые усилители обладают значительно большим выходным импедансом, посему и имеют секционированную выходную обмотку трансформатора.
    Кстати, некоторые фирмы делают один универсальный выход 6 Ом. Но как показывает практика - это все же компромисс и лучше такие усилители играют с высокоомной нагрузкой...
    в описании к моему Alchemist, который явно подороже и повыше уровнем, есть упоминание только о 8 Ом-ной нагрузке!
    Да очень много таких фирм - указывают оптимальную честную мощность. Нагрузка в реальности ВСЕГДА реактивная и частотнозависимая, посему ТТХ NAD - это лукавство. Берут активный резистор и меряют... это для любителей красивых цыфирей и картинок.
  5. Спасибо за пояснения!
    Про чувствительность значит мы говорили об одном и том же, но с разных сторон!
    С ламповым выходом теперь тоже всё ясно.
    В остальном же получается, что любые экперименты с подключением низкоомной акустики делаются на свой страх и риск!
    Не ясно тогда другое, раз такое количество преимущественно винтажной акустики имеет импеданс 4 Ом, усилители того времени были изначально рассчитаны на это? (Я просто не сильно знаком с такими усилителями)
  6. такое количество преимущественно винтажной акустики имеет импеданс 4 Ом, усилители того времени были изначально рассчитаны на это?
    Конечно. Критична не низкоомность как таковая, а чувствительность... Посему, всегда подбирается усилитель под чувствительность АС, помещение и жанры, а все остальное - для гурманства электронщиков...
  7. И каков же точный принцип подбора?(причём скорее наоборот, если подбираем акустику под уже имеющийся усь) Просто исходим из того, чем выше будет чуйка, тем меньше риск спалиться? Или же можно подойти к вопросу всё-таки с какими-то расчётами?
  8. И каков же точный принцип подбора?(причём скорее наоборот, если подбираем акустику под уже имеющийся усь) Просто исходим из того, чем выше будет чуйка, тем меньше риск спалиться? Или же можно подойти к вопросу всё-таки с какими-то расчётами?

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Ну да... Но, первично, определяемся с классом усилителя и АС - это важнее всех остальных параметров. А так -

  9. Таааак, чем дальше в лес, тем больше вопросов!

    В таблицу что-то никак не врублюсь! :-(Скажем Интересует уровень громкости около 80Дб(на расстоянии 1м как я понимаю), скажем акустика с чуйкой 91-95Дб. Из таблицы получаем что-то порядка 0.6 Ватта???
  10. Еще хочу добавить такой нюанс про наш слух. Мы слышим увеличение громкости в логарифмической последовательности. Если заметили, в журналах при замерах искажений и мощности шкала идет неравномерная 0,1-1-10-100... Так вот, разница на слух между 10 и 100 ваттами всего два раза... Это к слову о том, что лучше всего человек слышит в диапазоне 0,1-10 ватт (и почему этот диапазон очень популярен в ламповой технике), а потом теряет чувствительность к громкости...

  11. Таааак, чем дальше в лес, тем больше вопросов!
    Что следует понимать под классом усилителя и акустики?
    В таблицу что-то никак не врублюсь! :-(Скажем Интересует уровень громкости около 80Дб(на расстоянии 1м как я понимаю), скажем акустика с чуйкой 91-95Дб. Из таблицы получаем что-то порядка 0.6 Ватта???

    Нажмите, чтобы раскрыть...

  12. Хммм! Ну и можно тогда(для меня идиота) пример того как из этого всего сделать вывод о том какой усилитель выбрать!? И как это всё привязать к вопросу о 4 Омной акустике.
  13. Для начала - какая АС? комната... жанры...
  14. Ну как уже говорил скорее вопрос о подборе акустики к имеющемуся усилителю. Постараюсь описать что вообще обдумываю. Имеется ламповый однотактник, и последнее время пришёл к мысли собрать на его базе отдельный трактик, т.к. он хоть и душевно играет с моими Tannoy 638, но всё же не контролирует эту акустику так как это делает транзисторный Alchemist. Однотакт мастеровой, изначально расчитывался на акустику 8Ом, примерная расчётная мощность 5-6Вт, одна единственная пара акустических разъёмов. Соответственно решил к лампе подобрать чувствительную(скорее всего винтажную) акустику. Т.к. отдельного помещения для этого тракта просто нет, планирую несколько странный вариант. Этот комплект должен расположиться на моём рабочем месте(на столе у компа) и будет слушаться в непосредственной близости от акустики. (правда всё это всё равно будет находится в помещении площадью около 40м.кв.!) Таким образом акустика планируется полочная и не слишком большая.
    Начав изучать предложения на вторичке, столкнулся с тем что масса подобной акустики имеет сопротивление 4 или 6 Ом! Ну вот собственно и начались думы....
  15. Ах да, жанры... Ну тут почти всё может быть кроме тяжеляка, хотя преимущественно джаз, джаз-рок...
  • Сравнительное тестирование стереоколонок Edifier и Microlab (апрель 2014)
  • Мощность

    Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности, скорее, говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт — это совсем не громкость звука , издаваемого колонкой. Динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала (к счастью, громкости издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения). Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).

    Таким образом, мощность акустической системы - это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они, скорее, для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. Например, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом - благодаря высокому уровню искажений, на втором - благодаря нештатному режиму работы колонки.

    Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:

    RMS (Rated Maximum Sinusoidal power — установленная максимальная синусоидальная мощность). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки.

    PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. Например, мощность колонки равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе - активные колонки для компьютера потребляют из сети переменного тока электрическую мощность 10 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO).

    Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.

    Делаем выводы: наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому информативность показателя «мощность акустической системы» — нулевая .

    Чувствительность

    Чувствительность — один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение — уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях.

    Чувствительность — характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто).

    АЧХ

    Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. В точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании.

    Западные производители предпочитают указывать диапазон воспроизводимых частот, который представляет собой «выжимку» информации из АЧХ: указываются лишь граничные частоты и неравномерность. Допустим, написано: 50 Гц - 16 кГц (±3 дБ). Это значит, что у данной акустической системы в диапазоне 50 Гц - 16 кГц звучание достоверное, а ниже 50 Гц и выше 15 кГц неравномерность резко увеличивается, АЧХ имеет так называемый «завал» (резкий спад характеристики).

    Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20 - 20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины.

    Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц - 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц - 10000 Гц. Сравнивать диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе.

    Нелинейные искажения, коэффициент гармоник

    Кг — коэффициент гармонических искажений. Акустическая система представляет собой сложное электроакустическое устройство, которое имеет нелинейную характеристику усиления. Поэтому сигнал по прошествии всего звукового тракта на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Одними из самых явных и наиболее простых в измерении являются гармонические искажения.

    Коэффициент — величина безразмерная. Указывается либо в процентах, либо в децибелах. Формула пересчета: [дБ] = 20 log ([%]/100). Чем больше величина коэффициента гармоник, тем обычно хуже звучание.

    Кг колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по коэффициенту гармоник, не прибегая к прослушиванию аппаратуры. К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30..50%) значение производителями не указывается.

    Полное электрическое сопротивление, импеданс

    Электродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подаче музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала.

    Импеданс (impedans) — это полное электрическое сопротивление переменному току, измеренное на частоте 1000 Гц. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом.

    В целом величина полного электрического сопротивления (импеданс) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением.

    Корпус колонки, акустическое оформление

    Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление излучающей динамической головки (динамика). При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.

    Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.

    Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса.

    Очень широко применима акустическая схема, получившая название «закрытый ящик». Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений.

    Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.

    Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик, звучание становится утомляющим.

    Оптимальным выбором будут колонки среднего размера с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у недорогих моделей обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания, наиболее нежелательны колонки с тонким корпусом или очень маленьких размеров.